Фестиваль памяти Юрия Любимова
21.02.2017 09:30

Визит старой дамы… в Данилов

Очередной спектакль в рамках фестиваля памяти Юрия Любимова поставил на сцене Районного дома культуры тутаевский народный самодеятельный коллектив театр «Левый берег», лауреат областной Губернаторской премии имени Е. М. Стомпелева за заслуги в развитии культуры и искусства. Режиссёр Светлана Асафьева.


Театр «Левый берег» существует 10 лет, насчитывает 30 человек от 18 до 65 лет, различных профессий: учителя, воспитатели, врачи, слесари, работники культуры, студенты, пенсионеры. В репертуаре театра пьесы Р. Тома «Восемь любящих женщин»; В. Сологуба «Беда от нежного сердца»; А. Чехова «Канитель»; М. Рощина «Эшелон»; А. Павлова «Красная горка»; Н. Некрасова «Петербургский ростовщик» и многие другие. Но более всего впечатляет, что коллектив не побоялся поставить пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца», донести трагизм и смысл которой до зрителя – дело сложное.

 

На нашем фестивале театр показал даниловскому зрителю трагикомедию швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Трагикомедия – жанр серьезный и опасный, можно легко скатиться в крайности: или свести все к убийственной серьезности, или обратить в хиханьки-хаханьки. Забегая вперед, скажу, что мне постановка Светланы Асафьевой понравилась.

 

Сюжет закручен. Маленький серый депрессивный городишко Гюллен. Его затрапезность подчеркивается некой обезличкой образов. Все жители города в одинаковой серой одежде и обуви. Сюда возвращается старая дама Клара Цаханассьян. Здесь начиналась ее взрослая жизнь, здесь пришла любовь, обернувшаяся серьезной трагедией. Любимый человек по имени Илл бросил ее беременной, он привел в суд лжесвидетелей, которые помогли ему окончательно отмежеваться от будущего ребенка. Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а родившийся ребенок умер в детском доме. Клара вернулась в Гюллен миллиардершей и пообещала осчастливить городишко миллиардом - 500 миллионов городу и 500 - жителям, но при одном условии - если жители убьют Илла. Клара не разлюбила его, но по ее собственному признанию, любовь ее превратилась в чудовище. Илл – жалкий лавочник, фигура ничем не привлекательная. Но ситуация приковала к нему все внимание зрителей, потому что она заставила Илла посмотреть на себя со стороны, оценить прожитую жизнь, наконец, просто испугаться, поняв неотвратимость участи.

 

Любопытны сцены воспоминаний Илла и Клары. Грешная любовь показывается удивительно целомудренно, - на экране. Словно память прокручивает сцены гюлленовской молодости Клары и Илла.

 

Вначале гюлленцы отвергают предложение миллиардерши. Но постепенно ситуация меняется. Легкомысленные и простодушные жители начинают делать долги, покупать дорогие вещи, то есть в их сознании появляется мысль о том, что возмездие Клары было бы справедливо. При этом никто не готов взять на себя грех убийства, рассчитывают на то, что все как-то само «утрясется» . И на сцене появляется висящая петля, просто веревка от шлагбаума, отбрасывающая тень на стену, удвоившую восприятие. Ее можно принять даже за нечаянное совпадение. Но это – удачная подсветка делает намек на то, что Илл должен покончить жизнь самоубийством. Этого не происходит. И в конце концов гюлленцы убивают Илла, как-то не явно, словно нечаянно. И опять режиссерская аккуратность: трупа нет, есть только лежащая его одежда. Жители получают свои деньги. И только одна берет их, а потом бросает…

 

Десятки вопросов ставят перед зрителями драматург и режиссер. Какую роль играют в жизни человека деньги? Какую роль играет в жизни человека бедность? А как бы ты, зритель, поступил в такой ситуации? Свершил правосудие? Как? Для законного решения этого вопроса истек срок давности. Значит – убил бы?.. Все ли подвластно силе денег? Что превратило любовь Клары в чудовище? Злопамятность? Или просто за все в жизни приходится держать ответ? И пусть на сцене нет места мудрствованию и рассуждениям, сам автор пьесы хотел, чтобы этого не было. Но уже на выходе из зала люди переговаривались: «Он конечно, сволочь, но жалко…», «За такие деньги и у нас нашелся бы убийца». Волшебная сила искусства и заключается в том, чтобы подключить зрителя, заставить его самого отвечать на трудные вопросы.

 

В спектакле много песен, танцев, несмотря на трагичность сюжета, он веселый и заводной. И не было ни одного перерыва на смену декораций, все декорации – куча чемоданов да шлагбаум, и как мобильно все это работает, то являя собой петлю, то на ходу превращаясь в скамью для влюбленных. Он весь постановочный, продумана каждая сцена. И современный. Среди песен на иностранном языке и непривычных имен, вдруг звучит родное «Позарастали стежки-дорожки, где проходили милого ножки». И начинаешь думать про свой городок Данилов, проводить аналогии со временем и местом. Уж не к нам ли был этот визит старой дамы?

 

Словом, молодцы тутаевцы!

 

А на прошлой неделе они порадовали своим «Свинопасом» детей, и тоже очень понравились. Фестиваль уже доставил нам массу впечатлений, а сколько еще будет впереди!


 

Татьяна БЕЛОВА
 

Администрация городского поселения Данилов Ярославской области