Выставка памяти Ю П Любимова в музее им.П. К.Шарапова
04.05.2017 16:21

В сентябре этого года исполнилось бы 100 лет Юрию Петровичу Любимову – великому режиссеру и актеру, основателю легендарного Театра на Таганке.

 

Юрий Любимов - человек-легенда, человек-эпоха. Он внес огромный вклад в развитие отечественного и мирового театра. С его именем связан расцвет московского Театра на Таганке, а также воспитание целой плеяды выдающихся актёров, продолжающих сегодня дело своего наставника.

 

2017 год в Даниловском районе объявлен годом Ю. П. Любимова. По этому случаю в Даниловском историко-краеведческом музее им. П. К. Шарапова открылась выставка «Мастеру посвящается». Вступительное слово сказала о Мастере директор музея Инна Новикова. На открытие выставки пришел глава района Александр Смирнов, который поделился воспоминаниями о том, как в 2012 году, когда Юрий Петрович приезжал к нам, целый день провел в его обществе. Это был незабываемый день.


Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в городе Ярославле. По отцовской линии он происходит из крестьян. Его дед, человек трудолюбивый, набожный и строгий, обретя в 1861 году свободу, сумел создать крепкое хозяйство на полученном земельном наделе в деревне Абрамово. Это была небольшая деревня в десяти километрах от города Данилова по Романовской дороге. Сейчас там пустырь.

 

В своей книге воспоминаний "Рассказы старого трепача" Юрий Петрович Любимов так описывает деда: «…Дед носил окладистую бороду, имел иконописное лицо и мне всегда напоминал Николая Чудотворца". «Крестьянин он был грамотный, очень верующий, был церковным старостой, пользовался большим уважением в деревне. У него был великолепный сад, его руками сделанный… Дом - хороший сруб в два этажа».

 

В "Личной карточке» на хозяйство указано, что Любимов Захар Петрович в д. Абрамово имел поместье и маслодельный завод.

 

Маленький Юра вместе со своим старшим братом Давидом и сестрой Наташей часто проводили время у деда. Абрамовское детство на всю жизнь осталось в памяти Юрия Петровича.

 

Сильной и независимой личностью был и отец Юрия Петровича – Петр Захарович. Женившись вопреки воле родителей, он перевез семью в Ярославль и работал в одной из торговых фирм. Мать, Анна Александровна Любимова, получила педагогическое образование и стала учительницей.

 

В 1922 году семья переехала в Москву. С началом репрессий под арест попадают мать и отец, а Юрий, его старший брат и младшая сестра становятся детьми «лишенцев» (тех, кто был лишен гражданских прав). Семья в сложившейся ситуации выстояла, никто ни от кого не отказался. Приехал в Москву и выброшенный из собственного дома раскулаченный дед.

 

Юрий Петрович не раз рассказывал эту историю: "Я хорошо помню трагическую участь деда, как его глубоким стариком (ему было 86 лет) выгнали из дома… он ничего не понял, он думал, что это просто хулиганье, бандиты пришли его грабить. Он был сильный старик, стал их прогонять из своего дома, взял коромысло.

 

Они его выкинули на снег; и с ним был инсульт. Родственники с трудом его все-таки отходили, посадили в поезд, и он приехал с бабушкой в Москву. Отец в это время сидел, и встречал деда на вокзале я, мальчишкой одиннадцати лет. … Я помогал носить вещи деду, и до сих пор помню, как за то, что я ему помог перетаскать на третий этаж все их нехитрые пожитки, он дал мне большой серебряный рубль. Я был удивлен и пролепетал: «Что вы, дедушка!» Дед наставительно произнес: «За всякий труд надо платить. Вот они не платят, и ничего у них не получится. Запомни, внучек".

 

Именно так - «Серебряный рубль» - называется глава о детстве Юрия Любимова в его книге воспоминаний «Записки старого трепача».

 

Дом деда Юрия Любимова в тридцатые годы двадцатого века был перевезен в город Данилов, поставлен на ул. Урицкого. Стоит он до сих пор крепко, и служит людям - в нём проживают восемь семей.

 

4 ноября 2011 года Юрий Петрович Любимов побывал на Даниловской земле. Посетил Храм Воскресения Христова с. Торопово, где когда-то был старостой его дед, а в детстве прислужничал и сам Юрий Любимов. И, конечно же, побывал в доме деда, прикоснулся к его стенам…

 

Родители Юрия Любимова были страстными библиофилами, приобщали детей и к театру. Первые театральные впечатления Юрия Любимова связаны с «Синей птицей» и «Горем от ума» во МХАТе, видел он и знаменитые спектакли Мейерхольда «Лес», «Ревизор», «Дама с камелиями». Но как выходцу из непролетарской семьи ему пришлось оставить школу и поступить в электромеханический техникум (находившийся на Таганской площади, недалеко от того места, где сегодня расположен Театр на Таганке). Одновременно он занимался в хореографической студии.

 

В 1934 году Юрий Любимов был принят в студию при МХАТ-2. В 1936 г. МХАТ-2 был закрыт, и Юрий Любимов поступил в училище при Театре им. Евг. Вахтангова, где сразу был введен в легендарный Вахтанговский спектакль «Принцесса Турандот».

 

В 1940 году Любимов окончил театральное училище и был призван в армию. С 1941 до 1946 год он служит в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск.

 

После демобилизации Любимов вернется в Театр Вахтангова. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он успешно сыграет свыше 30 ролей.

 

Параллельно с работой в театре он много снимается в кино, причем, у самых выдающихся наших кинорежиссеров: Довженко, Пудовкина, Пырьева, Козинцева, Александрова, Птушко, Юткевича, и становится популярным артистом.

 

Но его прямой «путь к себе» начался с учебной сцены Щукинского училища. Став там преподавателем, в 1963 году со своими студентами Юрий Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана», ставшим революцией в театральном искусстве, в Москве открылся новый театр - Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Мастера. В Театре на Таганке он поставит свыше ста спектаклей, среди которых «Гамлет», «А зори здесь тихие…», «Мастер и Маргарита», «Пугачев», «Борис Годунов»…

 

С момента рождения Театр на Таганке стал «островком свободы в несвободной стране».

 

В первом спектакле актеры объявили себя "театром улиц", еще больше обратив внимание публики на демократизм и публицистичность своего творчества. Таким образом, "Добрый человек из Сезуана" стал произведением, определившим одну из важнейших линий жизни Театра на Таганке. Этой линией стал площадной, карнавальный театр. Условность и минимум декораций, заигрывания со зрителем, вовлечение его в свою игру – все эти приемы будут активно использоваться Любимовым. Зал вовлекается в действие, он не просто смотрит представление, переживает и сопереживает, но участвует. Условность на сцене превращается в абсолютную достоверность.

 

Вся сцена была открытой и распахнутой настежь вплоть до беленой кирпичной стены. Игровое пространство построено из немногочисленных элементов декораций - знаменитый занавес из "Гамлета", и золотая рама из "Тартюфа", кубики из спектакля "Послушайте!" Военный грузовик в спектакле "А зори здесь тихие..." был емкой и лаконичной метафорой войны.

 

Любимов говорил: «Театр - искусство синтетическое, он вбирает в себя не только литературу, но и живопись, скульптуру, музыку, игру света…на сцене сочетается свет и слово, ритм и пластика».

 

«Как известно, смешение угля и селитры дает порох. Мы тоже стремимся к взрывчатым сочетаниям сценических элементов, желая, чтобы они дали вспышку, озаряющую все вширь и вглубь».

 

Таганка - это еще и имена артистов, которые зазвучали в первую очередь потому, что им повезло оказаться в Театре на Таганке: Высоцкий, Филатов, Золотухин, Трофимов, Демидова, Фарада, Губенко, Славина, Шаповалов, Полицеймако, Ярмольник и еще многие-многие другие.

 

Знаменитый кабинет Юрия Любимова в Театре на Таганке станет общедоступным мемориальным музеем. Именно здесь придумывались знаменитые спектакли, сюда после премьер к Любимову приходили актеры, здесь он принимал гостей. Собственно, именно знаменитые посетители превратили самый обычный кабинет в настоящую капсулу времени. Почти полвека гости прославленного режиссера оставляли на стенах автографы, пожелания, впечатления. Со временем кабинет Любимова стал фирменным знаком Таганки – именно на этом фоне Любимов давал все свои интервью.

 

К середине 70-х годов Таганка становится одним из театральных центров мира. Именно тогда за билетами на спектакли стояли многочасовые очереди, а толпы поклонников, пытавшихся прорваться на премьеры, сдерживали с помощью конной милиции. «К вам трудно попасть, еще труднее уйти!» - именно эту фразу, эту записку от гостей театра мы взяли за основу рассказа о Театре на Таганке. Он действительно отражает любовь и популярность театра у зрителей.

 

В 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» Юрий Любимов ставит свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. С тех пор Любимовым поставлено более 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской «Гранд Опера» и лондонского театра «Ковент Гарден», оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штутгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго и др.

 

За годы вынужденной эмиграции – 1984-1989, когда Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишен советского гражданства, он много работал на Западе. Его постановки удостоены высших театральных премий.

 

В 1988 году Юрий Любимов возвращается в Москву, отказывается от зарубежных контрактов и целиком посвящает себя своему театру. Сегодня на сцене Театра на Таганке играет три поколения московских учеников Любимова.

 

В 2012 году режиссер вернулся в Театр им. Вахтангова. «Здесь начинался мой жизненный круг, и я хочу, чтобы здесь он и закончился», - признался тогда Мастер. 5 октября 2014 года Юрий Петрович Любимов ушел из жизни ...

 

Ровесник Октябрьской революции сам совершивший революцию на театральных подмостках, Любимов был, безусловно, счастливым человеком. Мало кому повезет прожить такую долгую жизнь – и сполна реализовать отпущенный Богом талант.

 

Имя Любимова навсегда останется символом свободы и новаторства. А наша задача сохранить память о таком человеке, как Юрий Любимов, у наших земляков, наших детей.

 

Выставка в нашем музее не насыщена экспонатами, там минимум вещей, больше фотографий. И все-таки какая большая удача, что Юрий Петрович Любимов был у нас, и как повсеместно, оставил на даниловской земле яркий след и свет своей личности.

 

Татьяна БЕЛОВА.






 

Администрация городского поселения Данилов Ярославской области