Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Чем могут гордиться даниловцы


    Что касается современности, то, как говорится, большое видится на расстоянии. Именно поэтому мы предлагаем заглянуть в глубь исторического колодца, чтобы почерпнуть оттуда факты и события, коими мы можем похвастать перед другими.


    Считается, что основателем нашего города является четвертый сын великого Александра Невского князь Даниил. А еще..."Ему в удел достался незначительный пригород Владимира Москва. Даниил - первый князь, поднявший значение этого города. Он был наследником лучших качеств святого родителя своего: кротости, миролюбия, нестяжательности, смирения и сострадательности к бедным. Даниил умер в 1303 году, приняв перед смертью схиму (высшую монашескую степень). Предание, записанное в его житии, помещает его могилу в Данииловом монастыре, будто бы им основанном. Имя Даниила было в большом уважении у его потомков, как родоначальника дома московских князей".


    Логически получается, что по Даниилу наш город и Москва ближайшие родственники.


    Следующим русским правителем, удостоившим Данилов своим вниманием, был великий князь и государь Иван Васильевич (Грозный). Даниловский краевед Иван Белосельский в своей рукописи, посвященной истории города, упоминает, что Иван Грозный, направляясь на Север, остановился в Даниловском мужском монастыре и подарил ему церковную книгу и икону Андрея Рублева.


    Бывал в нашем городке и Петр I. Более того, именно благодаря ему город получил такой герб. Эту историю не грех повторить. "В Даниловской царской слободе был конный завод, который поставлял лошадей для армии. Во время одной из поездок из Москвы в Вологду и Архангельск Петр I сделал остановку в Даниловской слободе и осмотрел конный завод. Заводом он остался доволен и перед отъездом зашел в деревянную церковь святой Одигитрии, которая стояла на большаке. Из церкви Петр вышел разъяренный от ее неубранности и убогости. Петр не любил церковную роскошь, но не терпел и грязи в святых местах. Царь сделал разнос местному духовенству и знати Даниловской слободы. Чтобы угодить императору, местная знать и духовенство на сборы прихожан заложили новый каменный зимний собор с колокольней, который начал службу в 1713 году и был назван Смоленским (разобран на кирпич в конце 40-х - начале 50-х). О пуске собора Петру I было послано письмо и приложен подарок, сделанный даниловскими умельцами,- дорожные серебряные шахматы в серебряном футляре". Шахматное поле в гербе и напоминает нам об этом факте.


    Для петровских дворцов поставлялась наша ольха, которую называли "царским деревом" за то, что ольховые дрова дают много тепла и мало дымят.


    Живое участие в судьбе города принимала и Екатерина II. Именно по ее высочайшему Указу от 3 августа 1777 года село дворцового ведомства Даниловское переименовано в город Данилов. В 1780 году Екатерина II утвердила регулярный план застройки Данилова. По такому же застроен Петербург.


    Конец XIX и начало XX веков подарил Данилову встречу с двумя святыми земли русской - отцом Иоанном Кронштадтским и святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси. Их имена навсегда связаны с Даниловским Казанским женским монастырем. Иоанн Кронштадтский считается его духовным покровителем. Настоятельница монастыря Параскева Петровна "... имела переписку с батюшкой Иоанном, как с одним из ярчайших православных святочей в России. И именно он в своих письмах указал ей подходящее место для Божьей обители... Таким образом, можно говорить о Даниловском монастыре как о творении духовной ученицы святого благоверного отца Иоанна Кронштадтского". Отец Иоанн приезжал в Данилов, совершил всенощное богослужение в Казанской домовой церкви и дал благословение на постройку большого трехпридельного храма во имя Казанской иконы Божией Матери.


    "В 1907 году архиепископом Ярославским и Ростовским был назначен отец Тихон Белавин, будущий патриарх, и вся трагедия Казанского собора разыгрывалась у него на глазах. По преданию, он объезжал пределы Ярославской епархии и, побывав в Данилове, дал обещание освятить Казанский собор, когда тот будет достроен. И обещание свое сдержал. В 1917 году Всероссийским Поместным собором он был избран Патриархом всея Руси и уже в этом сане 15 августа (по старому стилю) 1918 года при многочисленнейшем стечении народа освятил новопостроенный храм".


    Тула - самовар, Астрахань - арбузы, Углич - часы, Данилов - (?). Наверное, в первую очередь - даниловский красный лук, нарядной окраски, приятный на вкус. Не случайно именно даниловский лук подавался к царскому столу. "Значительная часть людей занималась огородничеством. Даниловские огородники большие площади отводили под лук. Крупные огороды в Данилове имелись на Набережной улице".


    Из изделий ремесленников славились наши самовары, которые, пожалуй, уступали лишь тульским. "Даниловские самовары имели спрос не только на рынках Ярославской губернии, но продавались в Москве и Петербурге. Особо славились самовары мастера Ф. Ф. Фомина".


    "Даниловская юфть (сорт прочной и мягкой кожи) и свечи находили хороший сбыт в Петербурге, Москве и в ближайших городах, крашенина вся расходилась в Данилове, а сальные свечи шли в Кострому и Любим".

    В народном музее Данилова представлены чудесные экспонаты изделий из глины, сделанные умельцами из деревень Середской, Шаготской, Горинской волостей. "Такие деревни и села, как Бабурино, Выдра, Ворошилки, где залегала красная, зеленая и синяя глина хорошего качества, особо славились своими гончарными изделиями.


    В Данилове в XIX веке славился "красиловский топор", получивший своё название от фамилии мастера Г. В. Красилова. Этот топор Красилов закаливал особым способом - в овсяном растворе. На топоре ставилось клеймо с изображением медведя. Это фамильный знак Красиловых. Красиловские топоры имели большой спрос".


    Многих знаменитостей подарил России наш город, назовем хотя бы одного - кровельных дел мастера из числа отходников Петра Телушкина.


    "В 1830 году обломилось крыло ангела, венчавшего шпиль Петропавловского собора в Петербурге (высота 122,5 м). Было решено произвести ремонт, но для этого потребовалось бы возвести строительные леса. Петр Телушкин предложил безвозмездно починить скульптуру, не возводя строительных лесов.


    Укрепив веревку за слуховое окно верхнего этажа и обвязавшись ею, Телушкин стал подтягиваться, держась за кровельные выступы. Поднимаясь по восходящей спирали, Телушкин добрался до шара, основания 6-метрового креста. Шар был самым трудным препятствием для верхолаза. Сделав оригинальную связную систему, он принял горизонтальное положение лицом вверх и забросил петлю на вершину креста, а затем по узлам поднялся наверх. После этого изготовил из веревок рабочую лестницу и шесть недель работал на большой высоте.


    Петр Телушкин прикрепил к фигуре парящего ангела новое крыло, восстановил сорванные места обшивки, заново позолотил всю поверхность шпиля. Только в 1942 году советские альпинисты повторили подвиг Телушкина, маскируя памятник от фашистских налетов".

    И еще один очень отрадный для даниловцев факт. Наша Вознесенская церковь выстроена в 1856 - 1859 годах по типовому проекту известнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, большого Кремлевского дворца и оружейной палаты Московского Кремля.


    И это только малая часть того, чем мы можем гордиться. Спешите вписать свое имя в этот почетный список.

 

Подготовила
Ирина ВОРОНЦОВА.