История города

 

    Ранний период истории Данилова связан с угро-финским племенем меря. В V—X веках земли, на которых расположен город Данилов, принадлежали этому племени. О самом древнем народе, населявшем эти края, до сих пор напоминает название речки, на которой стоит город — Пеленда, что в переводе с мерянского языка означает «вкусная вода».

 

    Предание говорит, что на этом месте было поселение племени меря и называлось Пелендово. Позднее в эти места пришли славяне. Есть сведения, что в XIII веке здесь появилось село Даниловское. Предание приписывает основание села первому московскому князю, младшему сыну Александра Невского Даниилу.

 

    Князь Даниил после смерти отца совершал поездки по северным землям. Приглянулось ему это место, и повелел он построить на правом берегу Пеленды княжеские палаты, а на левом — конюшни. Затем появились и другие постройки — церковь, амбары, дома. Поселение это получило имя князя Даниила — основателя династии московских князей. Так появилось село дворцового ведомства Даниловское. Так началась история Данилова.

 

    Любители старины XIX столетия в городе Данилове верили в эту легенду и готовы были даже указать точное место, где находились те или иные постройки Даниила. На самом деле, основание Данилова отцом Ивана Калиты пока не подтверждено достоверными историческими источниками. Первое документальное свидетельство существования Данилова относится к 1592 году, когда Даниловская слобода была упомянута в рукописи «Книга, глаголемая росискихь святыхь». Это первый достоверный факт в истории Данилова.

 

    Известность село Даниловское получило в связи с событиями Смутного времени. В 1607 году местные жители разбили здесь отряд Фёдора Плещеева — сторонника Лжедмитрия II.

 

    Но в следующем году Даниловское было захвачено и сожжено интервентами.

 

    После основания Архангельска — важного морского порта, через который осуществлялась торговля Русского государства с Западной Европой, Даниловское оказалось на торговой дороге из Москвы в Архангельск. Мимо села в ту и другую стороны провозили огромные массы товаров. Здесь было место остановки, здесь шла бойкая торговля съестными припасами и изделиями местных ремесленников. В источниках XVII—XVIII веков Даниловское не раз упоминается как многолюдное дворцовое село.

 

    В описании голландского посла Кунраада Фан-Кленка, ехавшего в Москву, читаем: «1 января 1676 года посольство проезжало красивым селением — Даниловской слободой, по величине и красоте похожей на город с рынками и тюрьмами».

 

    Голландский художник Корнелий Бруни, ехавший из Архангельска в Москву в январе 1702 года, описывает Даниловскую слободу как прекрасное и большое местечко, где ведется торговля и находится большой конный завод, принадлежащий царю, в котором числится более двух тысяч лошадей.

 

    Этот конный завод при Петре I поставлял лошадей для армии. В 1713 году на месте деревянной церкви был построен каменный Смоленский собор (разобран в 1940-х).

 

    Следующий этап в истории Данилова связан с образованием в 1777 году Ярославского наместничества. Первым наместником стал Алексей Петрович Мельгунов. Им были описаны природные условия Ярославского края, а также были подготовлены списки городов и карты уездов. Алексей Петрович предполагал разделение Ярославского наместничества на 12 уездов. Село Даниловское стало центром вновь образованного Даниловского уезда, при этом оно было преобразовано в город Данилов.

 

    Официальный статус уездного города Данилов получил 3 августа 1777 г.

 

    Здесь были открыты "присутственные места", где сидели чиновники, ведавшие различными сторонами жизни города и образованного при нем Даниловского уезда. Это произошло 30 декабря 1777 года, а в 1778 году был утвержден герб города Данилова — "щит, разрезанный вкось пополам, одна половина его серебряная, а другая шахматная; из сей последней в первую выходящий с секирою медведь доказывает, что город принадлежит Ярославскому наместничеству".

 

    Каким был тогда юный город Данилов? Существует "Топографическое описание Ярославской губернии", выполненное в 90-е годы XVIII века, из которого мы узнаем, что во вновь образованном городе монастырей и городских укреплений не имеется, церквей три. Имеются казенные строения: полиция и тюрьма в одном корпусе, два соляных магазина; дом, где помещены земский суд и уездное казначейство; дома, где жили управители дворцовой волости, все деревянные. За городом есть также винный каменный магазин. Питейных домов в Данилове пять, общественных городских домов три, в первом городовой магистрат, с принадлежностями, во втором уездный суд, и в третьем городничий. Денежная казна хранится при соборной колокольне в отдельной палатке. Обывательских лавок деревянных 82; домов деревянных 257, каменных в два этажа 3, и в один — 1. Всех жителей в городе 1291 человек.

 

    Став уездным городом, Данилов получил регулярный план застройки. Он был принят в 1780 году и дополнен в 1834 году. План этот прост и рационален. Его основа - пересекающиеся под прямым углом улицы, идущие с севера на юг и с запада на восток. Внутри этой структуры были выделены два центра: религиозный (Соборная площадь) и административно-торговый (Торговая площадь).

 

    В городе  Данилове бывал еженедельный торг. Даниловские купцы и мещане торговали холстом, хлебом, мясом, маслом коровьим, овчинами. Город имел свои небольшие промышленные предприятия: кожевенный завод, изготовляющий прекрасную юфть, два крашенинных завода, красивших домотканое полотно, работали пять салотопенных и свечных заводов. За городом была казенная водяная мельница. Кроме того, были три ветряные мельницы.

 

    Необходимые для заводов материалы: холст, кожи, воск, сало покупались на городских и сельских ярмарках. Даниловская юфть, холст, хлеб и свечи находили хороший сбыт в Петербурге, Москве и в близлежащих городах, крашенина почти вся расходилась в Данилове, а сальные свечи шли в Кострому и Любим. Значительная часть людей занималась огородничеством. Многие мужчины были в отходе.

 

    В XIX веке произошел некоторый рост торгово-промышленного значения города. Так, в 1863 году в Данилове было уже 465 домов, в том числе каменных — 28. Число жителей возросло до 3207 человек. В городе действовали две полотняные фабрики, два кожевенных завода, два сальных завода и один медный, на котором было 35 рабочих. Завод выпускал самовары, кофейники, чайники и другую медную посуду. Даниловские самовары пользовались большим спросом на рынке. Их образцы можно видеть в народном музее.

 

    Существовало два приходских училища: одно для мальчиков (около 30 учеников) и одно для девочек (менее 20 человек). Был открыт общественный банк с капиталом в 15000 рублей, на средства земства построено каменное здание больницы.

 

    В январе 1872 года было открыто пассажирское движение по узкокрлейной железной дороге от Данилова до Ярославля, а в июне — от Данилова до Вологды. По дороге проезжало более 300 человек ежедневно. В 70-е годы XIX века в городе был построен пожарный двор с деревянной каланчой и каменными помещениями для пожарников и обоза, каменные торговые ряды, деревянное здание железнодорожного вокзала.

 

    В это время в городе имелось 14 трактиров и 36 кабаков, и в то же время есть сведения только о двух начальных приходских школах, из которых было выпущено 29 мальчиков и 6 девочек. Город имел всего 2 мощеные улицы, освещался 20 керосиновыми фонарями.

 

    В 1895 году в истории Данилова произошло трагическое событие – случился большой пожар, город почти полностью выгорел, так что даниловцам пришлось по существу вновь возрождать из руин свой город.

 

    Судя по дошедшим до нас сведениям, Данилов был отстроен очень быстро. По данным за 1906—1911 годы в Данилове насчитывалось 655 одно- и двухэтажных домов, в основном деревянных, в которых проживало 4770 человек. Он освещался 105 керосиновыми фонарями. В 1912 году была пущена электростанция и на улицах появилось электрическое освещение. В Данилове тогда была больница, две аптеки, баня, две богадельни, детский приют. Имелись также народная библиотека, чайная с читальным залом, клуб, обслуживающий купечество и городскую знать. В 1915 году в городе был открыт небольшой частный кинематограф. В 1913 году на железной дороге от Ярославля до Данилова был проложен второй путь, и узкая колея заменена на широкую.

 

    Зажиточный и крепкий, купеческий и ремесленный город Данилов. Таким он был до революции.

 

    Новые перемены в истории Данилова произошли после революции 1917 года. В феврале 1918 г. во всех волостях Даниловского уезда была установлена Советская власть, хотя ожесточенное сопротивление продолжалось до осени 1919 года.

 

    В 1930 г. был построен новый железнодорожный вокзал в стиле конструктивизма. По специализации Даниловский район был льноводческим. В 1933 году начал работу Даниловский льнозавод. В 1941 году на базе эвакуированного мотороремонтного предприятия был построен завод деревообрабатывающих станков — на то время единственный в стране и работавший в том числе и на экспорт. В XXI веке все изменилось, в 2009 году завод этот был признан банкротом. Есть в городе швейная фабрика, сыродельно-маслодельеый завод.

 

    За пределами Ярославской области Данилов известен прежде всего как крупный железнодорожный узел. Здесь расходятся стальные магистрали, идущие на север и восток нашей страны.

 

    С конца XIX века численность населения увеличилась более чем в 4 раза, однако, как и везде по стране стала падать с 1990-х годов. Пик численности жителей в истории Данилова приходится на 1990 год. Тогда в городе проживало 19 тысяч человек. Далее с каждым годом наблюдается регулярное сокращение, и в 2010 году население Данилова уменьшилось до 15,8 тысяч человек.

 

 

Администрация городского поселения Данилов Ярославской области